И. Дворкин «Между государством и отдельным человеком. На перекрестках еврейской политической философии»
2 декабря состоялся доклад Ильи Дворкина «Между государством и отдельным человеком. На перекрестках еврейской политической философии». Встреча транслировалась в интернете, и была возможность поучаствовать в обсуждении онлайн.
Поселение Нокдим — ближний пригород Иерусалима. В непосредственной близости от Нокдима расположен Национальный археологический заповедник «Иродион». На вершине рукотворной горы, где 2 тысячи лет назад царь Ирод велел построить себе дворец, археологами обнаружен и амфитеатр, там устраивались театральные и музыкальные представления для царской семьи…
Однако в последнее время на окраине Нокдима появился новый амфитеатр, в котором места для зрителей расположены на природных ступенях террас, спускающихся по склону в ущелье, здесь под звездным н
Докладчик – создатель и первый ректор Петербургского еврейского университета, один из инициаторов исследований в области иудаики на русском языке, организатор экспедиций по разным регионам еврейской диаспоры, преподаватель Московского, С-Петербургского и Иерусалимского университетов, а также ряда молодежных интеллектуальных семинаров, автор более 50 публикаций по философии, культурологии, педагогике. Основная тема интересов – философия диалога и история еврейской мысли.
Еврейский народ богат фундаментальными философскими и политическими идеями. Даже если не рассматривать древность, у нас есть Иегуда а Леви, Рамбам, Ицхак Лурия, Магарал из Праги, Спиноза, Нахман Крохмал, Герман Коген, Лео Штраус, рав Кук и многие-многие другие. Какое место занимает сионизм в истории еврейской политической мысли и заканчивается ли все на сионизме?
Среди всех социальных и политических еврейских движений 19-20 века сионизм оказался одним из самых успешных. Родившись из недр общественной мысли Европы 19-го века, он ответил на ряд еврейских вопросов века 20-го. Необходимость разрешения современных проблем приводит нас к поиску новых политических и социальных доктрин. Что делать с еврейским обществом после сионизма? Что можно к нему добавить, как исправить возможные его упущения? Для ответа на эти вопросы необходимо проанализировать альтернативные сионизму политические идеи, рассмотреть их актуальность в современной ситуации еврейства и Израиля. Подобный анализ важно провести в контексте как традиционных еврейских воззрений, восходящих к Танаху, Талмуду, средневековой философии и мистике, так и в контексте современной философской и политической мысли.
Докладчик не высказывает сомнений в том, что еврейское государство совершенно необходимо еврейскому народу. Но достаточно ли государства? Что может его дополнить? Что может восполнить пробел между государством и отдельным человеком? Ответ на эти вопросы мы находим в традиционном построении еврейского общества с древних времен и поныне, а также из еврейских философских и политических доктрин 20-го века. Государство должно быть дополнено группой взаимодействующих между собой и занятых решением социальных и культурных задач сообществ. Неважно, как назвать эти сообщества — общинами, ассоциациями, хеврутами, беит-мидрашами. Динамика свободных сообществ кардинально отличается от динамики государства, равно как и от динамики отношений частных лиц. В наше время философия и практика сообществ является, по мнению докладчика, важнейшим дополнением идеологии сионизма.
Текст доклада выложен здесь.
Аудиозапись можно скачать или прослушать здесь.
Обсуждение здесь. Приглашаем всех принять участие!
Внимание: мы выкладываем запись в открытом доступе, но просим учесть, что проведение встреч связано с большими организационными и техническими затратами.
Поэтому будем благодарны вашим пожертвованиям!
Способы сделать пожертвование указаны здесь.