Интеграция христиан в израильское общество
Автор: Аня Антопольская.
Фото: автора.
Вечер прошел 30 марта 2017.
В первой части выступил Шади Ришо, житель посёлка Гуш Халав, майор-резервист, представитель христиан-арамейцев. Он рассказал нам о том, как образовалась община христиан-арамейцев в Израиле, о современном возрождении сирийского арамейского. Ведь разговорный язык у них — арабский, что явилось следствием нескольких столетий жизни под мусульманами. И вот теперь Шади с группой единомышленников пытается возродить арамейский язык, разговаривает на нем со своими детьми. Перед ними стоят те же задачи, которые, в свое время, стояли перед Элиэзером Бен Иегудой.
Шади Ришо:
Блестящий рассказчик, Шади говорил о проблемах его общины. Оказывается, при создании государства Израиль, когда шла запись граждан Израиля, всех неевреев записывали арабами! И это несмотря на то, что христиане-арамейцы протестовали против такой записи. Как результат – обучение в арабских школах Израиля, где дети-арамейцы изучают арабскую, мусульманскую историю, и совсем ничего не знают о своей собственной. Христиане-арамейцы живут в арабских деревнях, испытывают на себе давление своих мусульманских соседей, когда идут служить в Израильскую армию. Да, много ошибок сделало в свое время молодое государство Израиль, и на нашей ответственности их сейчас исправить.
Шади много рассказывал о том, как христиане-марониты поддерживали сионизм, алию (в том числе подпольную) и создание еврейского государство. Увы, в Ливане они уже потеряли роль доминирующей силы, и своего национального очага у арамейцев уже нет.
Книга на арамейском языке:
Сам Шади прекрасно знает Израиль, полностью вовлечен в жизнь нашего государства, он и члены его общины осознают и открыто говорят о наших общих религиозных истоках. Шади исполнил нам три песни на арамейском языке – одна из псалмов про Иерусалим, народную песню про любовь, и Отче Наш. Красиво очень спел…
Мое ощущение от выступления Шади: община христиан-арамейцев сталкивается в Израиле с реальными проблемами интеграции в наше общество. И мы должны делать все возможное, чтобы не потерять этих людей.
Во второй части вечера выступали Зоар Хальфан и протоиерей Игорь Пчелинцев. Глава христианской православной общины Яффо рассказывал о своем видении ситуации – видении человека, не являющегося гражданином Израиля, плохо, по его же признанию, знающего нашу жизнь. Он отметил случаи, когда христиане чувствуют себя неуютно, не готовы открыто заявлять, что они – христиане, трения в школах. С другой стороны, он сказал, что его молодые прихожане уже совершенные израильтяне, служат в армии, родной язык у них иврит (и приходится их исповедовать на иврите!), и на венчание в церкви пришло куча еврейских друзей-сослуживцев.
Игорь Пчелинцев и Зоар Хальфан:
Зоар, с своей стороны, отметила, что ситуация в этой области все время меняется к лучшему. По ее словам, нельзя сравнивать ту нетерпимость к христианам, которая был разлита в нашем обществе в 70-е годы, с тем, что происходит сейчас. Еще один интересный момент: на вопрос Meir Antopolsky, видит ли протоиерей важность в межрелигиозном общении, ответ был скорее отрицательный, хотя, по его словам, лично он хотел бы узнать больше об иудаизме (и что предполагает, что религиозным евреям тоже не помешает больше узнать о христианстве, чтобы развеять некоторые мифы). Впрочем, из зала было слышно мнение, что многие православные были бы рады более интенсивному общению с религиозными евреями, но не знают, как это устроить.
У меня осталось следующее ощущение: у православных христиан в Израиле нет серьезных проблем как у общины. По крайне мере, ни одна серьезная проблема на вечере не была озвучена. Те, кто хочет общения, вовлеченности, интеграции в израильское общество, имеют все это без малейших ограничений. А для тех, кто хочет как-то обособиться, тоже есть для этого все возможности.
Как итог. Место встречи видит идеал том, чтобы разные общины Израиля жили вместе, и строили совместное будущее на благо нашей страны. И при этом — что очень важно! — сохраняли бы свою идентичность. Поэтому мы будем продолжать устраивать такие вот необычные встречи.
Все это, как было сказано, мое лично ощущение от прошедшего вечера. Буду рада услышать мнение других участников.
А, ну да, а еще в фойе продавались сыры, которые производят на поселенческой ферме Сде Бар (Гуш Эцион). Очень вкусные, кстати 🙂
Спасибо Марине Шелест и ее галерее Skizza за теплый прием!