Восстание против генеральной линии партии. Встреча с опальным р. Амсалемом

Автор: Меир Антопольский
май, 2011

Цепь конфликтов с руководством ШАС, которая привела  в конце концов к исключению р. Амсалема из рядов партии и созданию движения «Ам Шалем» (недурная игра слов на основе его имени, на мой взгляд), началась с публикации галахических трудов по теме гиюра. Соответственно, своё выступление перед нами р. Амсалем начал с объяснения причин, заставивших его заинтересоваться этой темой.

В рамках серии встреч с представителями разных направлений  ортодоксального иудаизма, которые  проводит ассоциация Место Встречи  в помещении бейт-мидраша Якар и начатой встречей с р. Фельдманом из Толдот Аарон , 29 мая прошла встреча с р. Хаимом Амсалемом.

Член кнессета р. Хаим Амсалем на Месте Встречи

Сразу скажу, что  не претендую на предоставление стенограммы, а лишь на запись основных моментов. Кто хочет получить аутентичное представление о нашем интереснейшем госте, приглашается прослушать аудиозапись (и частичную видеозапись).

Наш брат русскоязычный  еврей (и примкнувшие к ним  товарищи), услышав слово «гиюр», сразу считает, что это про  нас. Ан нет. Р.Амсалем столкнулся с этой проблемой в Европе, особенно во Франции (р. Амсалем был раввином сефардской общины Женевы). По его словам, под воздействием харедимной линии израильского раввината, практически все раввинские суды Европы, в первую очередь  влиятельнейший Бейт Дин Парижа, в последние десятилетия прекратили делать гиюр для смешанных пар. Исключение делается только для необычайно увлеченных людей, готовых преодолеть любые препятствия – или, увы, для жен гвирим – богатых столпов общины. На его взгляд, именно это привело к ликвидации 18 из 20 еврейских общин южной Франции за последние десятилетия – поскольку женатые на нееврейках (и наоборот) были оттолкнуты – то никого в общине и не осталось. Только во Франции, в результате, живет 200,000 евреев, никак не вовлеченных ни в какую еврейскую жизнь.

В Америке эффект был другой. Несколько лет назад  главный раввинат Израиля отменил  право делать гиюр, которое было дано всем ортодоксальным раввинским судам Америки. До этого, как рассказал рав, нееврейская невеста еврейского мальчика приходила в ортодоксальную общину делать гиюр – и за ней подтягивался и жених-еврей, и все его еврейская родня. После решения израильского раввината большая часть этих невест отправилась делать гиюр к реформистам – и за ними ушли и еврейские женихи, а за ними и совершенно ортодоксальные папы и дедушки потянулись…

Ключевой тезис  рава Амсалема:  харедимная линия раввината в вопросе гиюра – как и во многих других вопросах – не является галахической нормой. Утверждение, что принимающий гиюр человек должен обязаться соблюдать все заповеди — не является требованием галахи не только по мнению основных сефардских авторитетов прошлого, но и многих ашкеназских. Галаха говорит о выражении готовности считать себя евреем, в принципе соблюдать заповеди по мере сил и возможностей. Грубо говоря, если у кандидата на гиюр есть дедушка-еврей и кандидат говорит, что он хочет быть евреем настолько же, как и дед – это уже немало. Готовность рисковать жизнью за еврейский народ тоже является однозначным аргументом за принятие кандидата на гиюр согласно галахе прежних поколений.

Кроме того, принятие во внимание общественных обстоятельств  – например, в нашем поколении, желание уменьшить количество смешанных браков – также не чуждо галахе. Рав привел примеры крупных поским 19-го века – один из Германии, другой из Марокко – перед которыми стояли похожие вопросы: еврей приводит нееврейскую жену в бейт дин и говорит, в одном случае – сделайте ей гиюр, иначе я покончу с собой; в другом – сделайте ей гиюр, иначе я крещусь. В обоих случаях ответ гдолим был одинаковым – сделать гиюр сегодня же! Легко догадаться, каким был бы ответ современных нам раввинских судов…

Другая тема, которой  уделил рав место – это тема соединения работы и учения Торы. Во всех поколениях, говорил он, и в странах Запада, и тем более в странах Востока – подавляющее большинством мудрецов Торы работали и кормили себя сам. Путь изучения Торы всю жизнь – уместен для уникально одаренных личностей, но никак не представляет собой норму еврейской жизни.

Третья ключевая тема – умеренность в галахе (как  сказано в Пиркей авот, «Будьте  умеренны в суде»). Как я уже  не раз слышал от разных раввинов, традиционная сефардская галаха значительно терпимее к тем, кто сходит с «прямой дороги». И именно поэтому сефардский мир не знаком с понятием реформизма. Кроме этого, р. Амсалем говорил об особой роли раввинов городов, кварталов и поселков. В отличие от главы ешивы, или ребе, возглавляющего группу близких учеников-хасидов, городской рав обращается к широкой еврейской публике. И в его власти привлечь людей к иудаизму или оттолкнуть их. Галахическая умеренность, поиск мягких, компромиссных решений в рамках галахи – это был их путь на протяжении веков. Однако в последнем поколении небольшая группа раввинов с очень крайними воззрениями во многих вопросах заняла руководящую позицию в мире галахи, и раввины «на местах» часто живут под угрозой самого страшного – быть обозванным реформистом (замечу в скобках, что р. Амсалем неоднократно удостаивался этого ругательства).

Напоследок упомяну  несколько из заданных вопросов и  ответов на них:

В: Многие ли раввины разделяют Вашу точку зрения? Что можно сделать, чтобы позиции, подобные Вашим, попали в зал бейт-дина?

О: Таких раввинов много, но они не решаются высказать свое мнение вслух. Политические силы, влияющие на комиссии по назначению раввинов и судей – вот, что может изменить ситуацию.

В: Если Вы говорите, что сефардская линия галахи традиционно мягче и терпимее, то почему партия ШАС не поднимает этого на знамя, в том числе и в вопросах гиюра?

О: ШАС – давно не сефардская партия по духу. Ни одного сефардского раввина прошлого поколения невозможно представить себе выступающим против государства, службы в армии, за отгораживание от еврейского народа.  Даже Р. Овадия Йосеф последних лет и он же 40 лет назад – практически разные люди.

В: Какова Ваша позиция по вопросам целостности страны, отношений с арабами и т.д.?

О: У меня есть своя точка зрения, но я не считаю себя в этом специалистом. Мне на мой век хватит и этих тем. Пусть «Ихуд Леуми» идет на баррикады за целостность страны.

В: Какие галахические аргументы приводят Ваши противники, во главе их р. Шерман (судья Иерусалимского бейт-дина, вынесший печально знаменитое решение, отменяющее гиюр р. Друкмана и касающееся судеб тысяч человек)?

О: Они не высказывают никаких галахических аргументов. Они говорят – гдолей а-дор так решили, и все. Никогда в еврейском народе не вели раньше дискуссии в такой манере.

В: В чем отличие Вашей позиции по вопросу гиюра от позиции раввинов Цоар и похожих национально-религиозных движений?

О: В готовности смотреть ситуации в глаза. Они говорят – кандидат на гиюр готов соблюдать всю Тору, но только не надо лезть к нему в кишки с проверками. А я говорю – давайте честно скажем, большинство геров станет «традиционными» евреями (масортиим). Будут поститься в Йом Кипур, праздновать седер Песах, более или менее соблюдать кашрут. Но главное –они будут считать себя евреями и так же растить своих детей.

В: В Европе нередка ситуация, при которой папа-еврей приводит в ортодоксальную синагогу сына-нееврея, нередко прошедшего обрезание, и просит сделать тому бар-мицву. Раввин стоит перед дилеммой – бар-мицва противоречит галахе, но и оттолкнуть члена общины не хочется?

О: Если раввин готов на решительный поступок – самым правильным будет спросить подростка, хочет ли он быть евреем, окунуть в микву ле-шем гиюр и в тот же день праздновать бар-мицву.

Дополнительную информацию о р. Амсалеме можно получить здесь.

Ассоциация «Место Встречи» надеется продолжить серию  этих встреч, как и другие виды контактов между евреями разных направлений и разновидностей. Следите за нашим сайтом.