Арабское население и палестинская самоидентификация

19 января 2017 в галерее «Скицца» состоялся круглый стол, посвященный выходу в свет книги Михаэля Чернина «Арабское население Израиля и палестинских территорий: происхождение, клановая и конфессиональная структура». Гешарим, 2016.

Мероприятие было организовано ассоциацией Место Встречи по инициативе и под руководством Тани Нотариус. Отчет составлен Меиром Антопольским:

Круглый стол состоялся, и состоялся успешно! Зал был набит, более сотни слушателей, в какой-то момент стульев уже определенно не хватало. Надо сказать, тема настолько заряженная, что все попытки сделать обсуждение чисто академическим, а не политическим, потерпели неудачу.  Но интересно было очень, думаю, что никто не остался равнодушным и не было слушателя, который не узнал бы чего-то нового.

Приветственное слово Марины Шелест, хозяйки галереи «Скицца»:

Вступительное слово Михаила Гринберга, директора издательства Гешарим – Мосты культуры . Рядом с ним – Таня Нотариус, ведущая вечера.

За круглым столом встретились журналист Габи Вольфсон и ученый Михаил Чернин. Попобую тезисно изложить оба выступления и двумя словами описать дискуссию. Лекция Габи включала в себе несколько тезисов, описывающих нынешнее состояние дел, и его видение шагов на будущее. Мне лично описание действительности показалось бесспорным, а программа действий, наоборот, не вполне убедительной, но, увы, в этом Габи не одинок: ни у кого в стране нет убедительной программы решения национальных вопросов… Итак, основные тезисы: 1. Страна наша не может стать двунациональной, как нас часто пугают, – поскольку она уже ею является. 2. Договор Осло сместил в арабском обществе интерес с борьбы за личные экономические и пр. права — на палестинский национальный нарратив. 3. Реальная дискриминация арабов как индивдуумов в израильском обществе существует (пункт, вызвавший особенно бурные протесты части аудитории) 4. Габи видит задачу в достижении баланса между сохранением еврейского характера государства и обеспечением личных прав всех граждан 5. Решение с точки зрения Габи– с одной стороны, законодательное закрепление еврейского характера страны (через насаждение, например, еврейского права, календаря, укрепление роли иврита), а с другой, «израилизация» арабов внутри зеленой черты через реальное обеспечение личного равноправия. После достижения двух этих целей Габи видит возможность приступить к решению проблем «территорий» через тот или иной вариант конфедеративного решения. Update: По просьбе Габи добавляем еще два его тезиса: 1. Палестинские арабы никогда не признавали принцип два государства для двух народов, а признали в крайнем случае принцип два государства, что по сути означает отрицание права еврейского народа на национальную самореализацию. 2. Нельзя решить проблему путем хирургии — разрезать Эрец Исраэль на две части. Нельзя по причинам экономическим (арабы работают у нас, поселенцев надо будет эвакуировать, а это дорого и т.)

Габи Вольфсон читает интереснейшую лекцию «Израильские арабы как составляющая палестинско-израильского конфликта: их гражданские и национальные права»:

Лекция главного героя дня. автора обсуждаемой книги Михаила Чернина началась с того, что он снял с себя (и переложил на издательство) ответственность за упоминание палестинских территорий в названии книги. Он рассказал об источниках, использованных им для подготовки книги – речь идет почти исключительно об арабоязычной литературе, как печатной, так и о воспоминаниях стариков, которые были найдены в интернете. Основой лекции послужила весьма частная тема, но в которой, как в капле воды, отражаются многие проблемы обуждаемой этнической группы – или, скорее, конгломерата небольших групп. А именно, семейной истории политиков – членов Кнессета, таких как Зуабе, Захалке, Гатес, Тиби и Уда, и деятелей Автономии, от Арафата и Абу-Мазена до деятелей второго ряда. Среди них нашлись и христиане, и бедуины, и представители секты ахмадитов, причем семьи – в маштабах всего 150-200 лет – происходящие кто из Сирии, кто из Иордании, Алжира и Ирака. Именно благодаря тому, что арабы, как правило, хорошо знают свою семейную историю на много поколений, Чернину удается показать, что семья только одного из двух десятков обсуждавшихся политиков поселилась в Стране Израиля до османского завоевания в 16м веке. Несколько примеров вопросов, которые были заданы Чернину и обсуждались, подчас бурно: Происхождение арбо-язычных христиан нашей страны (за исключением маронитов-арамейцев – большая часть относительно недавние иммигранты, 200-300 лет) Существование – или, точнее, количество – арабов еврейского происхождения. И в этой связи вопрос – куда делись весьма многочисленные евреи страны Израиля, бывшие здесь на момент арабского завоевание в 7 веке.

Михаил Чернин выступает с блестящей лекцией «Родословная арабских членов Кнессета и глав Палестинской автономии»:

А в фойе, в перерывах между выступлениями, продавалась продукция, изготавливаемая на «территориях», о которых идет речь в книге — в Иудее и Шомроне. Еврейский производитель — фабрика ликеров Лави в Гуш Эционе – предлагал продегустировать свои вкуснейшие напитки:

Саддия, жительница арабской деревни Бейт Умар, привезла изделия с традиционной арабской вышивкой:

Михаил Гринберг предлагает книги своего издательства:

А чай, кофе, и легкие закуски способствовали веселому и непринужденному общению в кулуарах. Спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу, и принес с собой печенья, крекеры, конфеты!..

Дебаты в конце вечера Габи Вольфсон и Михаил Чернин:

Дискуссия, как я уже говорил, была весьма бурной. Моим главным впечатлением было, что сверх-эмоциональная реакции аудитории – представлявшей собой неплохой срез интеллигентной части русскиязычного Израиля – на некоторые темы или даже отдельные слава (напр., «палестинский» или «дискриминация») мешала ей подступиться к более конкретным темам, а уж тем более искать решение проблем. Отсюда следует крайняя необходимость в подобных встречах, и Место Встречи непременно будет их планировать.